В субботу стадион на Крестовском острове посетили администраторы неофициальной группы строящегося стадиона ВКонтакте, активные пользователи строительных форумов и журналисты. Они увидели, какие работы идут на стадионе и в какой степени готовности он находится, побывали на поле в чаше стадиона, прошли вокруг стадиона по стилобату, поднялись на 42-ю отметку.
Компания-генподрядчик, руководители проекта строительства стадиона уделяют большое внимание информационной открытости для горожан и для всех, кто следит за стройкой. Это особенно важно на завершающем этапе строительства, когда до окончания работ остаётся немногим больше полугода. Наши гости смогли задать все интересующие их вопросы генеральному директору компании «Инжтрансстрой-СПБ» Виталию Лазуткину.
- Известный петербургский комментатор Геннадий Сергеевич Орлов недавно выразил опасения о ходе работ по устройству футбольного поля. Как сейчас себя чувствует газон?
- Да, мы слышали, что по поводу поля выражалоcь беспокойство, и я могу сказать: необоснованное. По технологии и агротехническим срокам, в мае мы должны произвести дополнительный засев травы. Напомню, что металлоконструкции поля у нас полностью собраны, инженерные системы (например, система полива) внутри газона проложены, засыпан грунт, осенью произведён технический посев травы. Мы ожидаем первых всходов травы. Основная задача, связанная с полем, сейчас заключается в прокладке инженерных коммуникаций и системы обогрева, мы ожидаем поставки оборудования. Когда внутри чаши стадиона мы сделаем плиту выкатного поля, поле сможет вкатываться на стадион. Пути под трибуной и за пределами стадиона проложены, механическая система движения поля уже была собрана и протестирована, поле двигалось, сейчас работаем внутри чаши. Окончание работ по покрытию плиты внутри чаши будет важной вехой. Еще есть задача по монтажу механической и пневматической системы поддува поля. Разработана документация, утверждены инженерные решения и буквально со следующей недели подрядчик начнёт эти работы. Инженерных рисков, связанных с полем, я не вижу. Основные риски мы преодолели. Основная задача: дождаться всходов травы, сформировать корневую систему, и создать полноценный газон, чтобы в сентябре провести так называемый тестовый матч.
Под полем будет воздушная подушка, у пирога поля будет так называемая уплотняющая юбка, которая будет двигаться вместе с полем и примыкать к бетонной плите. Бетонную плиту мы шлифуем до практически гладкого состояния. Бетонное основание поля будет выглядеть, как шлифованное, с антипыльным покрытием и над ним будут совсем незначительно выступать рельсы. То есть при выдвинутом поле можно укладывать в чаше, допустим, специальные щиты, использовать это пространство как партер и так далее.
В сентябре мы хотим полноценно протестировать поле, оно уже должно будет заезжать в чашу. Протестируем весь комплекс мероприятий. Сейчас у нас есть некоторые технические нюансы, связанные с зоной примыкания поля к чаше. Проект и нормативы говорят нам о том, что там, в целях безопасности, должен быть ров – между полем и трибунами. В то же время во время известных трагических событий во Франции, во время нападения, эвакуация зрителей проходила через поле. ФИФА признала этот опыт положительным. Мы сейчас пытаемся совместить два взаимоисключающих решения и найти решение, которое будет устраивать всех, и в то же время будет находиться в рамках российских требований к безопасности и действующей нормативной базы. Это сложное, ответственное решение. Нужно сейчас внимательно подумать, чтобы всем требованиям соответствовать.
- Когда начнётся активный монтаж оконных рам?
- Вдоль фасадных окон мы монтируем специальные пожарные отсечки из оцинкованной стали. Это решение после проведения специальных испытаний фасадов нас обязал сделать Ростехнадзор. Чем уникален наш фасад? Это единственный фасад в стране с отрицательным углом наклона и в таком объёме. Когда мы проводили пожарные испытания, выяснилось, что методики испытания таких фасадов вообще нет. И мы разработали специальную методику, был сделан стенд в ВНИИПО МЧС России, где были полностью собраны фасадные элементы, и мы его прожигали, делая натурные испытания. Он оказался негорючим, но было решено подстраховаться и сделать на окнах пожарные отсечки. Нюанс в том, что у нас наклонный фасад. Пламя обычно распространяется строго вверх, в стороны оно распространяется с трудом. То есть это должно быть очень серьёзное пламя, чтобы оно из какого-нибудь нашего окна сделало большой захлёст наружу и ушло наверх. Тем не менее, пожарники обязали нас смонтировать такие отсечки, которые первыми будут встречать огонь. В процессе строительства было изменено проектное решение, что затормозило фасадные работы в области окон. Мы в своё время даже уже частично смонтировали фасад, после чего его пришлось разбирать и встраивать отсечку.
Нормативы пожарной безопасности в нашей стране превышают европейские нормативы. В Европе, в принципе, проще смотрят на ситуации. Например, у нас считается, что на пилонах нужно делать огнеупорную защиту, при этом сложно представить себе пожар такой силы, чтобы этот пилон прогорел. Расчёт пожарных нагрузок на элементы производится с помощью моделирования экстремальных условий и ситуаций. Например, расчёт пожарной нагрузки внутри чаши стадиона производился по такой теоретической ситуации: два автобуса, начинённые горючими материалами, заезжают и загораются в чаше. И мы должны обеспечить дымоудаление и прочие противопожарные мероприятия на случай, если такое возгорание произойдёт. У нас такие нормы.
Допустим, остекление 42-й отметки в наших формах считается стеной. А стена должна держать пожарную нагрузку 90 минут. Соответственно, по требованию наших пожарных надзорных органов, на всех стеклах должна была быть мощная броня, которая 90 минут выдерживает пожарную нагрузку, как каменная стена. Этот вопрос мы решили с применением спринклерного орошения по периметру стёкол, которое включится в случае пожарной сигнализации. Теперь мы соответствуем нормативам. Вообще у нас все конструктивные элементы негорючие.
- А как насчёт возникновения огня на трибунах и фаер-шоу фанатов?
- У нас есть роботизированная система пожаротушения. Под крышей стадиона будут размещены специальные роботы, которые в автоматическом режиме определяют источник возгорания и могут туда подать ствол воды под давлением. Если идёт речь о трибунах и фаер-шоу, то решение о подаче воды, конечно, будет принимать оператор. Иначе можно просто превратить фаер-шоу в водное шоу. При этом, если на «Петровском» дым вытягивается, то здесь у нас даже при открытой крыше есть достаточно большой козырёк, здесь не будет такой тяги, такие фаер-шоу проводить нельзя.
Будет система видеонаблюдения с распознаванием лиц. Буквально сейчас мы согласовывали финальную версию технического задания видеонаблюдения. Есть очень серьёзные требования к качеству картинки, к системам распознавания, хранения данных. Все противоправные поступки должны быть зафиксированы, лица, участвующие в них, должны быть распознаны, архив будет храниться не менее пяти месяцев. Мероприятия в чаше снимаются в высоком разрешении с высокой частотой кадров, чтобы можно было делать захват изображения и четко видеть и предупреждать противоправные действия. Тестирование всех этих систем, их совместная работа, будет важной частью пусконаладки. Технические решения предложены уникальные, при этом они с самого начала не были едиными и менялись в процессе строительства. Взаимодействие всех систем стадиона через Единый центр управления должно быть отлажено, как на космическом корабле.
- Самая верхняя, 42-я отметка будет доступна для всех зрителей?
- Предполагается, что вне матчей 42-я отметка будет доступна для горожан, как смотровая видовая площадка, там возможно размещение кафе, ресторанов и так далее. Каким будет доступ на 42-ю отметку во время матчей – ещё предстоит определить. Это вопрос логистики. На 42-ю отметку будет доступ с 32-й отметки с помощью эскалаторов.
- Есть ли у Вас какая-то информация о том, кто будет эксплуатировать стадион?
- Предполагается, что это будет футбольный клуб «Зенит». Насколько я в курсе, их переговоры с городом не завершены, они имеют длительный статус неопределенности. Есть разные сценарии. Всё упирается в эксплуатацию объекта, в её стоимость. В нашем понимании, это будет спортивно-концертный объект. Моё личное мнение, что именно концерты будут приносить наибольшую выгоду. Если взять, например, арену «Шальке-04» в Германии и зайти на их сайт, там можно увидеть афишу. Три концерта и два матча, пропорция примерно такая. Эксплуатация нашего стадиона именно как концертной площадки может принести экономический эффект.
- Могут ли у стадиона быть две эксплуатирующие организации? Одна для футбола, другая для концертов.
Мое мнение, что правильно может быть так: отдельно инженерная эксплуатирующая организация и отдельно – организация, которая делает так называемый промоушен, то есть, скажем так, организатор продаж зрелищ. У этого стадиона должен быть сильный промоутер, это моё личное мнение. Но эксплуатирующая инженерная организация, конечно, будет одна.
- Для проведения концертов очень важна акустика. Какой она будет на новом стадионе?
Вопрос акустики любого объекта имеет несколько аспектов. Первое – это акустическая подготовка самого здания. Это определённые покрытия поверхностей, мероприятия по подавлению вибраций, шумов и так далее. В техническом задании нашего стадиона не предусмотрена полноценная акустическая подготовка, это было сделано сознательно. Понять, как звучит объект, можно только после того, как всё будет полностью собрано. Акустическую подготовку должна делать эксплуатирующая организация. Второе – системы звукоусиления, которые поставляются сейчас, рассчитаны на работу и без акустической подготовки, с активным подавлением шумов. Они выдадут более-менее чистый звук на всю арену. У эксплуатирующей компании будет на выбор несколько решений по дальнейшей акустической подготовке стадиона, от простых до сложных и дорогих. Можно в определенном порядке развесить звукопоглощающие полотна, можно заниматься покрытием поверхностей и так далее. Вопрос звука также можно решать за счёт привозимой аппаратуры: каждый артист приезжает со своим звуком.
- Каким будет окончательный вид павильонов, которые находятся у центральной лестницы?
- Что касается павильонов, то их фасад находится под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Он требует от нас восстановить оригинальные архитектурные решения, так называемую терразитовую штукатурку по рецептам 50-х годов, и в том числе оставить оригинальный цвет. Мы сейчас отрабатываем решения, приглашаем реставрационные компании. На фасадах ещё будут вестись работы, при этом оригинальный цвет, который мы можем частично видеть уже сейчас – сохранится.